Публикации

Лариса Отмахова – плохо делать я уже не умею 01.02.2019

Вы родились в Киргизии, в южной стране, там не бывает настолько холодно, а тем более так долго, скажите, что Вас так привлекло в городе Томске, что вы остались тут на всю жизнь? Посещают ли вас мысли о возвращении на историческую родину?

В Томске живу с 1982 года - 36 лет. Так получилось, что многие приезжают сюда учиться. Я училась в Киргизском государственном университете на экономическом факультете, его же и закончила. Видимо, так судьба распорядилась: я вышла замуж и приехала в Томск, потому что муж мой — томич. Таким образом в моей судьбе произошел такой переворот. Посещают ли мысли о возвращении назад? Вы знаете, я здесь уже живу большую часть своей сознательной жизни. Здесь моя семья, моя мама, которая приехала в свое время сюда с папой, брат с семьей. Поэтому у меня здесь все самые близкие люди, и тем более мои дети родились в Томске, у меня даже есть уже внучка. Наверное, мы пустили корни в этом городе.

 

Была ли мысль куда-то уехать?

 

Когда есть любимое дело, рядом любимые люди - это самое ценное, что есть. Я счастливый человек, потому что занимаюсь тем делом, которое мне нравится: очень нравится театр, коллектив, который здесь работает, служит этому театру. Поэтому и мысли уехать как-то и не посещали меня. Конечно, мне бы хотелось поехать в Киргизию и посмотреть на изменения. А детство само по себе остается таким временем ностальгии, ведь мы все родом из детства. Вспоминаются и друзья, и школа, и преподаватели — все, с кем меня свела судьба.

 

Лариса Юрьевна, мы знаем, что по специальности вы экономист, и долгое время работали в этой сфере. А как так вышло, что из мира цифр и формул вы попали в культуру, став директором театра куклы и актера “Скоморох”?

 

Вопрос интересный, конечно же. Экономика помогает всегда и везде. И сейчас помогает, и в жизни помогала. Я начинала свою деятельность изначально в университете. Затем экономическая работа, которая была для меня определенной практикой. Я долгое время преподавала экономику, потому что, когда я заканчивала школу, очень хотела стать педагогом. Но только тогда я хотела быть педагогом литератором. Мне всегда нравилась литература, это был самый любимый мой предмет, увлекалась журналистикой и поэтому по своей деятельности и натуре я ближе к педагогике. И именно к тому, чтобы не просто сидеть за голыми цифрами, а чтобы все же была перспектива деятельности.

 

Так случилось, что произошла перестройка, которая и внутри нас перестраивала, и поэтому мне было интересно создавать малые предприятия, работать в сельхоз-расчетной структуре. По большому счету, несмотря на запись в моей трудовой книжке, как главный бухгалтер, я являлась финансовым директором. Вот здесь появлялся опыт руководителя. Этот навык проявил мои лидерские качества, и я знакомилась внутри не только с экономикой, но и с управлением. Каждому человеку хочется в жизни что-нибудь изменить, и я поменяла сферу преподавательскую, финансовую, перейдя из образования в культуру. Мне было сделано предложение и после должности заместителя начальника управления по культуре мне предложили возглавить театр. В театре я 20 лет, и я счастлива, что в моей жизни он есть. Театр не может стоять на месте. Он интересен тогда, когда он в сегодняшнем дне. И как руководителю мне приходится идти на шаг вперед, потому что я не могу находится только в сегодняшнем дне, нужно смотреть еще и в завтрашний день.

 

Если бы у вас был шанс что-то изменить в жизни, то что бы вы выбрали?

 

Если бы у меня был шанс изменить что-то в своей жизни, я бы дополнительно получила еще образование, потому что, занимаясь театром мне не хватает знаний. Эти знания, в принципе, давались уже в практике, обучении, в переобучении, в профориентации. То есть весь опыт, который ты набираешь.

 

Дополнительное образование дает не только саморазвитие, но именно движение вперед. Мне очень нравится развиваться, ведь человек, который занимается развитием духовности, интеллектуальности, внутреннего мира - это тот, кто умеет не только вбирать, но и давать. А театр как раз и вбирает, и дает. К нам приходит самый маленький зритель и этот зритель приходит первый раз. Если ему понравился театр, то он будет посещать, а если не понравился, то безусловно, он закроет двери во все театры не только в городе, но и в своей жизни. Поэтому нам очень хочется, чтобы театр развивался, и мне как руководителю, конечно, не безразлично это развитие. И когда у театра есть успех - это радует. Это как раз то, ради чего мы служим в этом театре.

 

Сейчас все говорят про инновации, технологии, роботов и искусственный интеллект, которые проникают во все сферы жизни человека, а Ваш театр тоже поддается этому воздействию, или он остается классическим, таким как его видели еще наши родители?

 

Скажите, вам было бы интересно прийти в театр шестидесятого года, где практически нет хорошего света, плохой звук? Театру приходится меняться, он существует в сегодняшнем дне. И наша задача побудить в вас интерес к увиденному для того, чтобы в это место хотелось приходить. Конечно театр не может стоять на месте, в нем точно также, как и в других театрах России, происходят процессы, которые помогают в работе. Мы стараемся оснастить нашу сцену, что дает возможность для различных эффектов. Наш театр — это театр куклы и актера и как ни у какого другого театра у него есть возможность мистификации, проявления чудес.

 

Приходят молодые люди, и ведь вы же должны найти отклик в своей душе тому, что вы видите. Если выйдет такая бабушка замшелая, которая будет говорить: «А? Что?», конечно, вам это не будет интересно. А если вы увидите ее интонацию, мироощущение, и если вам будет передана та энергия и атмосфера, в которой она обращается, то ведь вам неважно будет кто это бабушка, девушка, молодой человек. Вы идете за этим актером, забываете о своих делах, проблемах, и вы выходите на энергетический канал взаимоотношения сцены и зала – вот это та задача, в которой инновации и помогают, но опять же нельзя только следовать инновациям. Мы включили компьютер, сидим в инновациях - это полный аутизм. Тебе и друг, и подруга не нужны. Ты сел, кнопочки нажал, лайк поставил, но это же не есть развитие.

 

У нас был очень хороший проект, мы его называли «Профилактика», где наши актеры с психологами и со студентами ТГУ вышли на такую проблему, что у каждого из нас есть комплекс, которые порой нам мешают общаться, знакомиться, проявлять и реализовать себя. И вот с участниками мы разобрались в этих комплексах, мы сделали сцену, где они делились этим со своими сверстниками. Благодаря тому, что мы вышли на такой диалог, спектакль длился час, а люди еще три с половиной часа продолжали сидеть в зале.

 

Хотели бы повторить эту практику со студентами?

Мы тесно сотрудничаем с вузами, мы им дали эту идею, и они за нами пошли. Нам не нужно было сообщать студентам о репетиции - они сами все узнавали. Мы этот внутренний процесс соединяли на протяжении полугода, это был цикл. Например, один мальчик сутулился, говорил, что ему так удобно ходить, но когда он распрямился, то сказал: «Я почувствовал взлет». Много было таких примеров, которые помогают людям. Это дорогого стоит.

 

На официальном сайте Думы города Томска представлен достаточно обширный список ваших достижений куда входят такие награды как: Юбилейная медаль «70 лет Томской области», Почётный знак «За активную работу в профсоюзе», Медаль Томской области «За достижения» и другие. Скажите, что вы чувствуете, когда осознаете, какая работа была вам проделана, чтобы достичь таких больших результатов?

 

Работать, работать, работать. Что я ещё могу чувствовать? Сейчас конец года, и мы все думаем о том, что нам нужно прежде всего завершить свои проекты, которые мы затевали; выйти на премьеры - новогодние представления для детей. Поэтому с одной стороны - занятость, с другой стороны - помимо занятости мы должны уже спланировать 2019 год. Театр должен двигаться, должно быть участие в фестивалях, новые постановки, новые приглашения режиссеров, художников. Затеваются новые проекты, работа над грантами, работа внутри коллектива. Поэтому никогда не думаешь ни о каких достижениях, просто идешь к тому, что это должно быть интересно всем. Это, то ради чего ты здесь и находишься. Если театр интересен, никогда не думаешь о результатах, просто делаешь хорошо. Плохо я уже не умею делать. Вот если театр чего-то достигает - это хорошо, а если что-то плохо - то уже директор плохой.

Что вами движет все эти годы?

 

Движет внутренняя энергия, та которая внутри обмена находится. Потому что мы приходим к определённому периоду в жизни, мы много накапливаем, но и много отдаем. Когда мы что-то отдаем, мы также и вбираем. Наверное, движет желание интересно жить. Мне интересно развивать свою семью, интересно мое окружение, моя работа. Работа сейчас занимает 80% времени. У женщины, конечно, на первом месте должна стоять семья, но у меня взрослые дети, и я могу себе позволить больше времени отдавать своей работе. Однако, должен быть баланс.

 

Лариса Юрьевна, а как вы отдыхаете от работы?

 

Я считаю, что мой отдых вот в чем: я сходила на концерт в театр Драмы, посмотрела на своих ребят, как они представили наш театр. Когда ты видишь результат - это тоже отдых. А вообще я очень люблю активный отдых: мне нравится кататься на коньках, лыжах, плавать, также читать, однако только когда есть время. Я стараюсь его выкраивать. Живой интерес ко всему и восполняет энергию. Главное определить, что вам в жизни интересно.

Наше интервью подходит к концу и последнее, что мы хотели бы у вас узнать: в чем ваш секрет, как человеку получать удовольствие от работы и оставаться таким же энергичным?

 

Вы начали интервью с вопроса: «Почему вот так моя жизнь менялась?». Многие из нас поступают в вузы на специальности, не зная другие профессии. Хорошо, если человек нашел себя, потому что ему многое удается в жизни. А если человек не нашел себя, то всю свою жизнь потратит на обыденность. Наш уровень жизни у всех разный и каждого устраивает то, к чему он стремится. Нас природа одаривает внешним видом: лицом, телосложением. Наше лицо является отражением, зеркалом нашего внутреннего мира, культуры. И если ты любишь жизнь, любишь дело, которому ты служишь, любишь людей, которые рядом с тобой, то эта любовь восполняет и дает импульс. Если мы пришли в этот мир с добром и это добро нами же сеется, то оно и воздается. А если прийти с плохим, то никогда хорошо и не будет. У нас есть день и ночь - это заложено природой, в этом есть баланс. И между этим черным и белым нужно уметь балансировать. Нужно уметь отсекать то, что мешает и идти к тому что дает. И тогда всё будет хорошо. Впитывайте и вбирайте всё, что можете. Мечтайте! Прописывайте все мечты. Ведь жизнь настолько щедра. Тот, кто умеет мечтать по-настоящему, тот и умеет получать взамен реализацию всего задуманного.

 

Команда интервьюеров: Анастасия Тютикова, Замира Турганбаева, Александра Овчинникова, Вера Королькова

Все наши публикации хранятся в архиве.