Публикации

Ваши ставки, господа! 23.11.2018

В середине ноября в Томском театре куклы и актера «Скоморох» им. Р. Виндермана состоялась премьера спектакля Сергея Иванникова «Игра» (по роману Ф.М. Достоевского «Игрок». Инсценировка Александра Хромова).

 

«История обыкновенного безумия», «история азарта», «произведение жестокое до жестокости» – как только ни называли в свое время роман Ф.М. Достоевского «Игрок»! Действие разворачивается в вымышленном европейском курортном городе с говорящим названием Рулетенбург — средоточии азарта, ломающим судьбы и заставляющим подчиняться единственной страсти — Игре!

 

Роман о безудержной, разрушающей страсти молодого человека к игре в рулетку во многом автобиографичен и судьбоносен для писателя. Проблему, затронутую в произведении, Достоевский знал не понаслышке, ведь, почти десять лет он страдал игровой зависимостью. А история создания романа не менее интересна, чем само произведение.

 

1866 год выдался трагичным для Достоевского. Один за другим умирают его самые близкие люди: брат, первая жена. Его преследуют за долги кредиторы, и он еле-еле сводит концы с концами. Чтобы спасти положение, Федор Михайлович заключает кабальную сделку с известным издателем Федором Стелловским, согласно которой он должен менее, чем за месяц, написать роман, в противном же случае – ему предстояло передать свои авторские права и гонорары за книги на 9 лет издателю.

 

Писатель обращается за помощью к стенографистке, которой оказывается 20-летняя Анна Григорьевна Сниткина, давняя поклонница его таланта. За 26 дней им удается не только написать роман, но и понять, что они созданы друг для друга. С этой поры писатель и его помощница не разлучались. Она стала не только его женой, матерью его детей, но и соратницей.

 

Эти две истории переплетаясь и дополняя друг друга, возникают в спектакле Сергея Иванникова (режиссера и сценографа) параллельно. И перед зрителем предстают не только герои «Игрока», такие, как Загорянский (Михаил Митерев), Тарасичева (з.а. России Марина Дюсьметова), Алексей (Сергей Мириев), Полина (Олеся Кондратьева), Бланш (Виктория Баленко), Де Грие (Михаил Лебедев), Крупье (Сергей Макаров), Эмигрант (Некто) (Михаил Селищев), но и реальные исторические личности — сам Достоевский (Юрий Орлов), Анна Сниткина (Мария Макарова), роковая красавица Аполлинария Суслова (Олеся Кондратьева).

 

Сцена поделена на два яруса. В верхнем – кабинет Достоевского, где собственно, и создается роман, где «обитают» герои реальные. В нижнем – Рулетенбург с его улицами и игровыми залами, с созданными писателем персонажами.

Впрочем, вся сценография довольно условна: внимательный и любопытный зритель найдет в ней немало зашифрованных смыслов. В декорационной конструкции можно разглядеть своеобразный «мавзолей» – памятник Достоевскому, в рулеточном столе – не только площадку для игры, но и некий жертвенный алтарь, на который кладут и состояние, и судьбу, и честь, и жизнь…

 

Разбросанные исписанные писателем листки бумаги – черновики будущего романа – контрастирую с раскиданными на сцене и все увеличивающимися пачками денежных купюр – как олицетворение двух главных страстей Достоевского: творчества и игры.

 

Символично и появление на сцене площадного, балаганного театра с традиционной ширмой, эксцентричностью, огромной дубинкой, которой герои мутузят друг друга. Через кукол, балаганное действо персонажи передают свое подлинное отношение друг к другу, раскрывают свое истинное «я», которое вынуждены скрывать под светской маской и правилами приличия, принятыми в цивилизованном обществе.

Спектакль визуально красив. Так, поистине фантасмагорическими выглядят сцены игры, где четкие (на автомате!) движения игроков, их нарочитая отстраненность, а также световая палитра создают завораживающую атмосферу азарта, страсти, чувственности. Она усиливается и фоновой музыкой (режиссер использует в качестве нее различные аранжировки «Чардаша» Витторио Монти), и характерным звуком рулетки.

 

Не менее атмосферны и другие сцены, каждая из которых имеет свое цветовое, световое и пластическое решение.

 

Яркая форма постановки отнюдь не умоляет ее содержания. Сергею Иванникову хорошо удалось передать эпоху, в которую был написан роман: столкновение западников и славянофилов, отсутствие идеалов и, как следствие – переоценка моральных ценностей.

 

Не случайно, в его спектакле Рулетка (Ольга Ботева) возникает как лицо одушевленное – из плоти и крови. Эта вульгарная, вызывающая и одновременно притягивающая особа становится судьей людских страстей и пороков. Каждый из ее рук получает свое: кто-то – кучу денег, кто-то жалкие медяки, кто-то – яд, а кто-то – и револьвер. Премьерный спектакль порадовал и интересными актерскими работами –Юрия Орлова (Достоевский), Сергея Мириева (Алексей), Виктории Баленко (Бланш), Михаила Лебедева (Де Грие) и других исполнителей.

 

Особенно хочется отметить образ Антониды Васильевны Тарасичевой, созданный заслуженной артисткой России Мариной Дюсьметовой. Сотканный из множества оттенков, нюансов, необычайно пластичный и психологичный, он дан в развитии (большая редкость в наше время!).

 

Вслед за героиней мы поддаемся азарту игры, понимаем, как сложно вовремя остановиться, когда в любой момент Судьба может улыбнуться и преподнести подарок. Мы от души сочувствуем этой, по сути одинокой, пожилой женщине, родственники которой ждут – не дождутся ее кончины, дабы овладеть наследством. Спорен, но по-театральному эффектен финал спектакля. Достоевский делает предложение руки и сердца Анне Григорьевне, которое она принимает. В сцене венчания Священник (Сергей Макаров) вдруг сбрасывает церковное облачение, превратившись в уже знакомого нам Крупье. А рядом с Достоевским в свадебном платье неожиданно оказывается…

Рулетка! Впрочем, постановщик не так уж и погрешил против исторических фактов, лишив зрителя долгожданного happy end! Ведь, как следует из воспоминаний Анны Григорьевны Сниткиной, ее супруг еще несколько лет после свадьбы был одержим игровой страстью и лишь потом расстался с ней навсегда.

 

Источник: © Сетевое издание ЗАТО Говорим

Все наши публикации хранятся в архиве.